Главная \ Каталог \ Школьные принадлежности \ Диалоги об актуальном воспитании. Ребенок третьего тысячелетия идет в школу.

Диалоги об актуальном воспитании. Ребенок третьего тысячелетия идет в школу.

                                                                                                                                                             

Ваш ребенок приступил к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний, ему предстоит увлекательное путешествие в страны чисел, слов, в прошлое, будущее. Он узнает, как устроены звери птицы растения, научиться решать сложные задачи, начнет понимать книги, написанные на иностранных языках. На этом пути неизбежно встретятся трудности. Что-то не будет удаваться сразу, где-то потребуется приложить значительные усилия. Но если относится к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость то любые трудности удастся преодолеть.

Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его помощниками в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.

Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить, любая деятельность требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования, лепки, игр, труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы, пособия нужные для занятий.

Школьные принадлежности, пенал, линейка, ранец, яркие запоминающиеся тетради должны провоцировать ребенка прилагать усилия на уроках, вырабатывая правильное отношение к занятиям как серьезному делу. Готовить ребенка к школе это значит не только формирование качественных мыслительных способностей и познанию нового, но и трудолюбия, усидчивости, внимания, памяти, логического мышления, концентрации воли.

Развитие этих качеств достигается путем специальных занятий, знакомства с окружающей средой, в играх, общении с взрослыми, сверстниками.

Подготовка к школе требует комплексного подхода, надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности, накапливании знаний, приобретения психологических качеств.

Обращенные к взрослым вопросы Что это? Зачем? Почему? свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру.

Великий К.Д. Ушинский отмечал: « Впервые семь, восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю оставшуюся жизнь». В это время ребенок приобретает большую часть той громадной массы сведений необходимых всем людям. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не просто фотографирует то, что видит, но и пытается проникнуть в суть вещей, явлений, установить связи между отдельными фактами, событиями. Задача родителей помочь детям сделать восприятие того или иного предмета более полным, осмысленным, научить логически, мыслить, обобщать.

При подготовке ребенка к школе обратите внимание на полезные мелочи в экипировке, удобные ортопедические ранцы, рюкзаки, портфели с оздоровительным массажем во время ходьбы, делая доставку учебных принадлежностей из дома в школу не тяжелым бременем, а удовольствием. Развивающие наблюдательность, устойчивый познавательный интерес электронные «гаджеты», компьютеры, разнообразное научно-техническое оборудование. Ребенок с их помощью будет наблюдать за природой, открывать в закономерности, правила, формировать персональные духовные, материальные предпочтения.

Родителям первоклассника необходимо помнить, что никакие специально организованные занятия и меры воспитательного воздействия не могут заменить открытую атмосферу в семье, тот микроклимат, ту среду, в которой живет и развивается ребенок. Воспитание детей начинается с самовоспитания родителей, утверждения в семье гуманных, заботливых, доброжелательных отношений.

Грубый тон, окрики, нелепые эпитеты, сопровождающие неудачи ребенка влияют на его самосознание, служат образцом в обращении с другими людьми. Огромную воспитательную роль играет совместное восприятие произведений искусства, просмотр фильмов, театральных постановок, длительных «шопингов» по гипер-маркетам. Эмоциональные реакции взрослых на многие нравственные коллизии, их эстетические пристрастия и система ценностей в целом оказывают на ребенка огромное воздействие.

Такое не прямое сотрудничество может стать чрезвычайно важным звеном в воспитании. Покупка школьных принадлежностей, формы, ученических ранцев, рюкзаков с ортопедической спинкой, портфелей желательно предпринимать сообща. Ребенок безошибочно чувствует участие родителей, искреннее  внимание семьи, что и составляет цель жизни взрослых. 

Отношения в семье это тяжелый, ответственный труд, где родители, дети совместно переживают рабочие конфликты. Никогда не надо забывать, ребенок равноправный член семьи. Жизненная позиция родителей во многом влияет на становление его индивидуальных, коллективных адаптационных инстинктов, рефлексов. Хорошо известно то, что заложено в детстве, окружает всю последующую жизнь. С этих позиций детство оценивается как важнейший этап жизни.

Родители не экономьте на детях, пожелания в выборе школьных принадлежностей, ученической атрибутики, формы, актуальных современных моделей ранцев, рюкзаков, портфелей с новейшими достижениями науки, техники, должны строго выполняться. Это важная часть новой школьной жизни, вес, статус первых социальных сетей, отношения с одноклассниками, проблемы, трудности  адаптации в коллективе. Опасное современное детство  должно быть наполнено общением подобными себе.

Кто из родителей не мечтает, что бы его ребенок вырос самым умным, красивым, сильным, добрым, всестороннее совершенным. Сегодня когда наше общество представляет все более широкие возможности для развития все сторон  человеческой личности, раскрытия ее «духовного» и «нравственного» потенциала, внутренние проблемы в семье вызывают пристальный интерес.

Семейное воспитание не только должно развивать разум человека, но и должно зажечь в нем жажду интеллектуальной наживы, без которой жизнь его не может быть достойной, счастливой. Труд как говорится в народной поговорке в Радость, вот непременное условие благородного влияния на становления внутреннего стержня ребенка, будущего труженика карьериста, эксплуататора менее приспособленных особей. Вспоминается у Некрасова, 7-летнему ребенку говорит отец - «Довольно Илюша! Гулял ты не мало, пора за работу, родной!»

Школа - это первый трудовой опыт, ребенок должен придти в нее подготовленным, духовно, морально, материально, с необходимыми инструментами, пеналами, ручками, карандашами, учебниками, тетрадями, удобно упакованными в современные школьные ранцы, рюкзаки, портфели с ортопедической спинкой, оздоровительным лечебным массажем при ходьбе.

Правильно подобранная для ребенка школьная амуниция, ранцы, рюкзаки, портфели из новых коллекций от ведущих производителей Германии, Греции, Израиля, России, других, способствуют приобретению энтузиазма погружения в учебный процесс как радостного , увлекательного путешествия. В дальнейшем же ребенок будет радовать родителей прилежанием и хорошими оценками, фундаментом  высокого уровня культуры, внутренней зрелости. Первоклассник должен иметь опрятный внешний вид, удобный школьный ранец, рюкзак, портфель, с ортопедической спинкой на регулированных ремнях это обязательно, и просто не обсуждается.

Современные условия жизнедеятельности последние 20 лет диктуют новые принципы, правила в воспитании детей. Уже не достаточно учить ребенка грамоте, основам наук, нужно воспитывать в ребенке бойца, спортсмена с единственной целью выжить, что наиболее актуально становится в продолжительные периоды мировых экономических кризисов. Здесь нужно помнить, что первокласснику нельзя сразу выставлять многие свои качества на показ, стараться быть скромнее, у современных детей резервы адаптации огромны, задача родителей всячески способствовать их реализации.

 По мере того как дети растут, переходят из класса в класс, социальные связи семьи расширяются, сюда входят контакты с учителями, одноклассниками, рабочим персоналом, охраной, сторожами, медицинскими сестрами, врачами. С первого же посещения школы ребенок попадает в сферу другого влияния. Авторитет родителей стремительно падает. Новые социальные отношения могут принести и горечь, и радость в семью. Люди, работающие в школе разные, у одних работа по призванию, у других для галочки.

 Взаимодействие ребенка со школьным персоналом будет успешным, если он поймет что нужно уважать нелегкий, нервный труд, стараться вести себя тактично, доброжелательно, не оглядываясь на социальный статус, принадлежность, а избранным сословиям, этническим группам, религиозным концессиям.

Очень важно для современного первоклассника внимание отца, часто совершенно не интересующегося проблемами ребенка. Здесь важно не просто давать деньги, финансируя приобретение школьных принадлежностей, атрибутики, ранцев и рюкзаков, формы, другой ученической галантереи. Воспитательные меры, предпринятые папами, не достигают часто целей, потому что папы сами бывают невежественными, грубыми, далекими от психологии вообще и психологии подростков в частности.

У мамы, женщины есть интуиция, она, как правило, чувствует своего ребенка, и знает где нужно настоять, а где добиться своего лаской, уговорами, доверием. Матери автоматически тянуться ко всему, что может помочь им глубже вникнуть в детский мир.

То, что женщине дано от природы, мужчине нужно получать рациональным путем, через чтение, наблюдение, размышление. Нужно быть подготовленным к трудным периодам жизни детей, которые еще именуются «переходным возрастом». Когда у ребенка появляется раздражительность, он становится обидчивым, возбудимым, подозрительным, агрессивным, нуждающимся в чуткости, терпении, любви родителей.

 Этот период может проходить безболезненно в семьях, где у папы и сына наладились хорошие, дружеские отношения с раннего детства. Где ребенок уверен, что отцу интересно все в его жизни, и не только отметки как элемент собственной же самооценки.

Где вместе читают, путешествуют, разделяют увлечения детей. Возможно, это будут новые школьные  современные, военные, спортивные, туристические ранцы, рюкзаки, портфели, редкие коллекции одежды, автомобилей, монет, книг, гербариев, драгоценных камней. Прежде всего, совместное общение должно вызывать обоюдный интерес. Папы же, как правило, более самолюбивы, чем мамы, и часто не успехи детей переносят на себя.

« Как так мой сын, и вдруг двойки. Это позорит меня, вредит персональной самооценке».

Папы часто максималисты и хотят от своих детей слишком многого, и сразу, превосходство в классе, психофизиологическое доминирование в коллективе, спортивные рекорды, идеальное сложение, гендерный успех Мамы же всегда прощают детям несовершенство. У многих отцов не хватает времени на изучение собственных детей, тут главное не пропустить момент. Прогулка с детьми, чтение, разговоры, все это требует напряжения, дети часто задают не простые вопросы. Пока они маленькие отвечать на эти вопросы скучно, не хватает терпения. Когда подрастают, отвечать становится хлопотно, а под конец просто трудно. От такого душевного напряжения папы впадают в кому созерцания собственной пустоты и никчемности.

А ведь наступит горькая расплата, когда дочь или сын подрастут, они сами начнут уклоняться от общения, и вы утратите влияние на них. Вы останетесь в стороне в тот ответственный период взросления, когда будет нужен контакт не только с чуткой матерью, но и мужественным отцом, его поддержка, советы.

Своими делами школа старается сблизить отцов, детей, объединить их духовно, найти общие дела в семье, прайде, секте, религиозной общине. В самом раннем детстве когда закладываются основы выживания и адаптации в социуме, мы говорим о семье как о первом коллективе где у ребенка зарождается «чувство локтя» беспокойство о ближнем , дальнем, себе, других. В каждом ребенке заложено будущее, нашей родины, родителей, собственное.

Дети развиваются стремительно, особенно наглядно это проявляется в младшем школьном возрасте. Поступление в школу серьезный шаг от беззаботного детства, к детству, заполненному чувством ответственности. Ребенок должен быть готов к новым испытаниям, новому образу жизни, повышению умственного развития, морально волевых, эстетических навыков и качеств.

Ребенок, направляясь  с букетом в руке на первый в жизни школьный урок, полон радостного ожидания, там ему навязывают определенные социальные роли, отличник, троечник, лентяй, лузер. Процесс этот трудный  болезненный, никакие модные школьные ранцы, рюкзаки, портфели с ортопедической спинкой и массажем при ходьбе здесь не помогут, если только поначалу привлекут внимание одноклассников, нарядным, глянцевым сиянием. 

Быть лучшим можно через учебу и труд, хитрость и предательство родины, искренность и доброту, прогиб и анулинг, манипулирование хаосом и нарушение дисциплины постепенно напяливая маску школьного террориста, бандита. Ребенок в силу обстоятельств бессознательно формирует линию поведения, которая перестраивает его личность. Недаром говорят, из привычек складывается характер, а характер предопределяет судьбу.

Первые роли в школьном коллективе могут в дальнейшем стать главными ролями в жизни. Семья, школа, дворовая компания, три сферы жизнедеятельности, три дома, где он воспитывается.

Серьезные изменения характера ребенка, начинаются с первого класса, не все они отрицательные, формируется масса положительных качеств, самодисциплина, организованность, соединение личных и коллективных интересов.

Школьник начинает понимать, что усвоение знаний не зависит от количества «навороченных», нарядных линеек, ластиков, пеналов, модных школьных рюкзаков, ранцев, портфелей с ортопедической спинкой, оздоровительным массажем, вытягивания позвоночника.

Успех зависит от простых усилий, его самого, его внимания, усидчивости, любознательности, желанию, чувствам ответственности от приобретенного опыта.

«Легко казаться, сложно быть»- такими должны быть последние слова родительского напутствия ребенку, радостно взбегающему по ступенькам своей первой школы.

 Специально для сайта «Ученик.ру» Детский психолог, эндокринолог Марина Иванова.

15.03.2011*

 

Вернуться к каталогу школьных ранцев для первоклассников