Главная \ Полезно знать! \ Детская «дедовщина»: есть ли способы борьбы с ней?

Полезно знать!

« Назад

Детская «дедовщина»: есть ли способы борьбы с ней?  12.09.2013 03:28

 

Сегодня СМИ часто рассказывают устрашающие истории о детях, подвергшихся унижениям и насилию со стороны одноклассников. Такие случаи далеко не единичны. Педагоги же в большинстве своем полагают, что у них отсутствуют рычаги воздействия на учащихся, а современные дети отличаются жестокостью. В последнюю четверть века проблема травли сверстников в школе наряду с моббингом на работе и армейской «дедовщиной» беспокоит психологов особенно сильно.

Как возникает школьная травля?

По достижении 10 лет у ребенка возникает потребность в осознании себе через призму противопоставления другим. Это чувство сопровождается желанием приобщиться к группе, чтобы стать частью чего-то значительного и сплоченного. Одних в этом случае объединяют общие интересы: кружок журналистов, экологов или археологов. И, надо сказать, в подобных коллективах травля – явление крайне редкое. Другие же дети собраны вместе совершенно случайно, к примеру, в летнем лагере или школе. Здесь у ребят нет общих устремлений или идей, а потому со временем образуются группы, сплотившиеся против одного из соучеников. И чем больше школьник не верит в себя, тем более вероятно, что он присоединится к травле.

Со временем насилие в данной группе входит в норму, и детский коллектив не может остановиться. Способствует этому и высокий уровень агрессии, наблюдающийся в социуме. Нередко реакция на детскую «дедовщину» тоже весьма агрессивна. Советы «дать сдачи» или физически воздействовать на тех, кто обижает, работают только временно. На деле проблема остается нерешенной.

Что делать?

Прежде всего, нужно объяснить ребенку причину его травли. Конечно, это не из-за того, что он недостаточно модно одет или носит очки. Причина в том, что неформальный лидер группы демонстрирует свое главенство. Именно поэтому новичку не следует поддаваться на возможные провокации. На агрессию или злые шутки следует реагировать достойно и спокойно.

Чтобы занять свое место в школьной иерархии, необходимо завоевать авторитет. Однако зарабатывать его нужно без обращения к задирам-лидерам. Звучит тривиально, но нужно учиться… Отличника сложно проигнорировать, ведь рано или поздно к нему придется обратиться за помощью. Однако следует предупредить ребенка, что услуга «страждущему» может быть оказана лишь при хорошем обращении с его стороны. Зачтутся не только отличные отметки, но и достижения в творчестве, спорте и так далее. Кроме того, ведя активную жизнь вне школы, занимаясь в секциях и кружках, подросток отыщет новых друзей, поймет, что он не так плох, как это стремятся представить хулигански настроенные личности.

Полезно поговорить с ребенком о месте, занимаемом им в школьной среде. Наверняка кроме неформального лидера класса (школы) и его «соратников» имеются и дети, соблюдающие нейтралитет. Попытавшись начать с ними общение, школьник может обрести сторонников и приятелей. Кроме того, таким образом он быстрее сможет распространить информацию о собственных достижениях и успехах.

Чего делать не следует?

• Нельзя пускать дело на самотек, и ждать, когда дети одумаются и прекратят «дедовщину». У ребенка слабо выражена способность противостояния давлению целого коллектива. Снабжать же детей моральными ориентирами должны именно взрослые.
• Не нужно путать непопулярность и травлю. В последнем случае ребенок имеет дело с групповым физическим/эмоциональным насилием.
• Не стоит оправдывать «дедовщину». Негативное воздействие на ребенка должно быть прекращено вне зависимости от степени непохожести школьника на других (или иных причин).

Кроме того, мнение, что травля - это беда лишь того ребенка, которого обижают, глубоко ошибочно. Это «болезнь» группы детей, от которой в итоге страдают все ее члены. Чувства преследователей огрубляются, что не позволит им в будущем выстроить с кем-либо тонкие, душевные отношения. Стоящие в сторонке апатичные свидетели получают негативный опыт бессилия перед лицом толпы и осознания собственного малодушия. Жертва испытывает чувства незащищенности, отвержения, унижения. Таким образом, школьная «дедовщина» - пожиратель энергии, обессиливающий коллектив и препятствующий полноценной учебе.

 

вернуться на главную страницу сайта



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить