Главная \ Полезно знать! \ Готовность ребенка к школьному обучению

Полезно знать!

« Назад

Готовность ребенка к школьному обучению  08.06.2013 02:22

Для большинства детей начало обучения, запись в первый класс становится одним их самых ярких, знаковых событий в жизни. Они ощущают, что повзрослели и окружающие относятся к ним как-то иначе. Обычно на этом этапе игра замещается учебной деятельностью. Дети достаточно ответственно, серьезно подходят к выполнению полученных на уроке заданий. У них формируется представление, что быть учеником - хорошо, поэтому они склонны приписывать положительные качества школьнику (умный мальчик, справедливый), а отрицательные черты дошкольнику (невежливый, ленивый).

У детей школа является признаком, элементом взрослости. Родные рассказывают малышу о том, что именно безупречная учеба может подарить ему возможность стать полезным, уважаемым членом общества и обеспеченным, независимым человеком. Необходимо дать ребенку понять, что быть взрослым – хорошо.

Игровая деятельность помогает ему подготовиться к новой социальной ситуации. Сюжетная, ролевая игры учат ребенка действовать в соответствии с определенным замыслом. Вместе с тем малыш понимает, что некоторые действия, задания ему неподвластны, так как он имеет слишком скудные знания (например, функции и роль почтальонов, машинистов). Это еще больше подстегивает его желание оказаться в школе.

31922_600.jpg

Выявить наиболее благоприятный период для начала обучения можно при помощи особых диагностических процедур, помогающих определить психологическую готовность дошкольника. Например, проанализировать его интеллектуальные способности (возможности) и способы их удовлетворения, характерные для этого возраста, то есть обратить внимание на то, как соотносятся эти два показателя между собой.
Если малыш начинает стремиться стать учеником: хочет носить школьный ранец, делать уроки. Можно предположить, что психологически дошкольник уже готов к включению в новую социальную действительность. На этом этапе главное, не упустить сензитивный к началу обучения период. Иначе потом, ему будет гораздо сложнее включиться в процесс обучения счету, чтению.

Важно, чтобы ребенок не только физически был готов к предстоящим изменениям, он должен суметь наладить межличностное взаимодействие со своими сверстниками (социальная готовность). Детям необходимо время, чтобы адаптироваться к новой среде, учителям, одноклассникам и так далее. Если ребенок хорошо понимает материал, выполняет домашнее задание, положительно относится к школьному распорядку и своему классу, пользуется уважением среди ребят, то можно предположить, что у него высокий уровень адаптации. Хотя, все дети по-разному реагируют на возникающие изменения, перемены.

Школьные провалы или успехи ребенка во многом опосредованы качеством той подготовительной работы, что осуществлялась в рамках домашнего воспитания и просвещения. Близким необходимо создать дома особую атмосферу, психологически комфортную, благоприятную для развития ребенка.

image_97.jpg

 

Это поможет ему быстрее влиться в незнакомый коллектив, уяснить суть предъявляемых требований и так далее. Низкая успеваемость или приспособленность к школьным условиям нередко является следствием просчетов, ошибок родителей в обучении, воспитании, поэтому не стоит постоянно наказывать ребенка, если у него возникают в учебе затруднения.

Не достаточно просто научить его использовать элементарные навыки чтения, счета и письма при выполнении упражнений. Необходимо, чтобы его знания, умения соответствовали тем требованиям, которые предъявляет школа к будущим ученикам. Для этого заранее проконсультируйтесь у школьных работников приглянувшегося вам учебного заведения, также не стоит пренебрегать занятиями в подготовительном классе. Учителя смогут добиться более высоких результатов, чем мама с папой, используя специальные педагогические методы, приемы и собственный опыт, а дошкольник получит возможность постепенно привыкать к меняющимся условиям, школьному распорядку при наличии особого промежуточного звена между школой и детским садиком.

Важно, чтобы у дошкольника были хорошо сформированы: память, мышление, речь, мелкая моторика, поэтому нужно заблаговременно акцентировать свое внимание на уровне развития этих показателей. Оптимально, если взрослые ежедневно общаются со своим чадом на разные темы; учат его высказывать и аргументировать свое мнение; сосредотачиваться на мелочах, запоминая их; задают вопросы, которые требуют от малыша логического осмысления; вместе собирают конструктор; играют в «школу» и так далее.

Ребенок должен слушаться взрослых, следовать их указаниям, выполнять то, что от него требуется в конкретный момент. В некоторой степени послушность вырабатывается в детском саду и семье, но в школе поведение ребенка строго регламентировано, оно должно укладываться в определенные, четкие рамки. Часто ему приходится выполнять задания, которые могут восприниматься им как неинтересные, бесполезные, поэтому целесообразным окажется формирование уважительного отношения к взрослым, готовности следовать их предписаниям; а также создание особого режима дня, приближенного к школьному распорядку. 

Чаще всего детки психологически, физически готовы к обучению. Хотя, очень важно проводить с ними подготовительные мероприятия, которые дадут возможность лучше освоиться, сориентироваться в новых условиях.
Рассмотрим более подробно составляющие психологической готовности малыша к школе:

- интеллектуальная готовность – наличие сформированных на определенном уровне познавательных процессов, знаний и мировоззрения.

- волевая готовность – ребенок умеет управлять своими желаниями; при необходимости заставляет себя делать скучные, монотонные упражнения; слушать новый материал, а не разговаривать с соседом по парте, то есть необходим развитый самоконтроль.

- личностная – готовность ребенка к принятию новой для него роли ученика, а также связанными с ней задачами, условиями, атрибутами. Обычно дети очень хотят попасть в школу. Близким людям желательно знать, чем точно продиктовано подобное желание – оказаться в новых условиях: носить школьный рюкзак, учебники; сидеть за партой; научиться решать сложные задачи или общаться с одноклассниками. Если его привлекают лишь внешние мотивы, значит, малыш еще не совсем ориентирован на основную, школьную деятельность – учебу, а, следовательно, ему будет сложнее адаптироваться, освоить школьную программу.

Начало обучения в первом классе – очень важное событие в жизни всей семьи, ему предшествует очень кропотливая, сложная, длительная работа. Школа высвечивает все совершенные в процессе воспитания, обучения родителями ошибки, поэтому к этому вопросу нужно подходить крайне ответственно и помнить, что во многом успех ребенка зависит от его родителей.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить