Главная \ Полезно знать! \ Нужны ли школьникам отметки?

Полезно знать!

« Назад

Нужны ли школьникам отметки?  26.11.2013 20:22

Образование – это особый общественный институт, закладывающий фундамент подготовки будущих специалистов. Степень готовности отучившихся к работе определяют на основе разных критериев оценивания – от стандартной аттестации, до использования средств автоматизированного контроля. Лишь благодаря применению подобных мер можно выявить уровень подготовки конечного «продукта» - знаний в той или иной сфере, в том числе знаний учащихся общеобразовательных школ.

В чем минусы школьной оценочной системы?

Прежде всего, нужно различать для себя «оценку» и «отметку». В первом случае речь идет об отношении другого человека к действиям учащегося. Во втором – о балльном обозначении умений ребенка. Безусловно, выставление педагогом отметок имеет в себе некие отрицательные стороны. Это могут быть:
• субъективизм учителя, проявляемый в суждениях и выставляемых баллах;
• способность отметки определять социальный статус ребенка (причисление учащегося к «хорошистам», «троечникам», «отличникам», «двоечникам» иногда проецируется не только на обстоятельства, связанные со школой);
• недоработанность балльной системы отметок (не всегда то или иное число может выразить свойства и черты характера ребят, вследствие чего происходит подмена понятий – оценка работы юного человека воспринимается окружающими как оценка личности);
• набираемые (или не набираемые) баллы со временем становятся для учащегося ловушкой (к примеру, «неуспевающему» школьнику бывает сложно перейти в разряд «успевающих», даже в случаях, когда он время от времени пытается изменить ситуацию к лучшему).

Пути решения проблем

Чтобы процедура выставления отметок могла стать стимулом для дальнейшего развития школьника, а не приговором ему, желательно, чтобы учитель:
• разделял ошибки детей на «познавательные» (относящиеся к аттестации умений и знаний) и «механические» (касающиеся рассеянности, невнимательности);
• пользовался адекватными знаками сомнения (скажем, вопросительным знаком);
• давал школьникам возможность самостоятельно выбирать часть работы, предъявляемой ими педагогу для текущей оценки (что приучает ребят к ответственности оценочных мероприятий);
• предоставлял ученикам право самостоятельного выбора сложности контрольных заданий.

Сегодня нередко говорят о применении в учебной деятельности взаимной и самооценки. Эксперты полагают, что в подобных случаях необходимо учитывать следующее:
• педагог и ученики должны вместе выработать предельно четкие критерии оценивания;
• самооценка школьника должна предварять отметку учителя;
• дети обязаны понимать социальную суть оценивания.

Кроме того, многие педагоги полагают, что не все изучаемые в школе предметы нуждаются в стандартном оценивании - выставлении отметок. К примеру, способностями к музыке или рисованию обладает не каждый ребенок, а потому вполне уместным в подобных случаях было бы использование системы зачетов. То же относится и к такому предмету как физкультура. Подчас уровень физической подготовки учащихся весьма неоднороден, дети попросту могут находиться на неодинаковых уровнях физического развития. В процессе освоения подобных предметов преподаватель может оценивать личные достижения каждого ребенка, не проводя при этом уравнивания всех и каждого, ориентируясь на единую шкалу баллов.

Крайне важно, чтобы оценивание детей выполнялось, исходя из личностных особенностей каждого из них. Если ребенок все-таки продвигается вперед, его требуется поощрить, чтобы он не чувствовал себя неудачником, сравнивая свои результаты с заведомо недосягаемыми для него кем-то установленными нормами.

Однако и полное исчезновение современной системы оценивания из повседневной жизни школьников, думается, было бы неверным. Без адекватных отметок, выставляемых педагогом, ребенок может оказаться в недоумении – он попросту не будет знать на какие ценности ему нужно ориентироваться в процессе развития. Вовремя проставленные учителем баллы могут поднять самооценку учащегося либо, напротив, заставить его собраться с силами и двигаться вперед.

 

вернуться в магазин "Ученик.Ру"



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить