Главная \ Полезно знать! \ О способах развития внимания у младших школьников

Полезно знать!

« Назад

О способах развития внимания у младших школьников  20.10.2013 19:37

Вниманием называют сосредоточенность психической деятельности ребенка на определенном объекте. Не стоит путать это понятие с внимательностью, которая трактуется психологами как уже сформировавшееся качество личности. Понятно, что рассеянный малыш вполне может обратить внимание на заданный объект, но зачастую он еще не способен на этом самом объекте должным образом сосредоточиться.

Что могут сделать родители?

Скорее всего, для развития внимания у ребенка родителям и самим придется собраться с мыслями, дабы обеспечить школьнику соответствующие условия.
• Для начала необходимо создать спокойную, благоприятствующую занятиям обстановку. При этом очень желательно, чтобы в процессе работы ребенок не переутомлялся. Рассеянным малышам бывает полезно начинать учебу в одно и то же, запланированное заранее время. Практика показывает, что так им проще настроиться на рабочий лад.
• Все нужное для учебы должно быть у юного школьника под рукой, будь то ранец для первоклассника, тетрадка с ручкой или необходимые учебники и словари.
• Особо сложные домашние задания следует выполнять поэтапно, чередуя работу с двигательной разрядкой или периодами расслабления.
• Очень важно развивать у невнимательного ученика навыки самоконтроля. Для этого полезно составить специальный текст, включающий в себя до 15 предложений с ошибками, типичными для вашего ребенка (пропуски букв, повторы слогов и пр.). Задачей маленького школьника будет поиск внесенных вами неточностей.
• Существуют и специальные упражнения, способствующие развитию внимания у подрастающего поколения. Это может быть расшифровка записанных специальными значками сообщений (скажем, схожими с пляшущими человечками, придуманными А. Конан Дойлем) или упорядочивание чисел, хаотично разбросанных по листу бумаги. Необходимо подобрать достаточно много разнообразного и интересного материала для таких занятий, чтобы они не воспринимались ребенком как продолжение обычных уроков.

Сегодня в детской и специальной литературе можно отыскать достаточное количество задач, решение которых развивает способность ребенка к концентрации. Из этого многообразия необходимо выбирать те, что интересны именно вашему чаду. Помните, заниматься с ним нужно хотя бы понемногу, но ежедневно. При этом непременно отмечайте его достижения. Хорошо, если ребенок любознателен. Поощряйте в нем это ценное качество, но старайтесь побуждать дочь или сына самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.

О принципах, на которые следует опираться

Развивая внимание ребенка, взрослые должны следовать определенным психологами принципам:
• деятельности (без нее невозможно любое развитие);
• психологической комфортности (не нужно фиксировать внимание на неудачах учащегося);
• индивидуальности (следует учитывать особенности каждого малыша, тренируя его внимание в возможных пределах);
• поэтапности (рекомендации психологов помогают выделить приоритетные задачи по развитию внимания конкретного ребенка, каковые и следует воплощать в реальность по очереди);
• сотрудничества (предполагается взаимодействие родителей с педагогами и психологами);
• последовательности (начинают занятия с простых упражнений, постепенно доводя их до самых сложных);
• цикличности (развивающие упражнения обновляют и добавляют в работу через определенное время, обычно такие циклы составляют пару месяцев).

Психологи уверяют, что невнимательность маленьких школьников постепенно сходит на нет, вплоть до того времени, пока не наступит переходный возраст. Примерно в 5 классе к подростку вновь может вернуться неорганизованность. Однако на этот раз проблемы со способностью к концентрации на учебном процессе могут объясняться физиологической перестройкой организма и гормональными изменениями.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить