Главная \ Полезно знать! \ Одаренные дети и обучение в школе: возможные сложности

Полезно знать!

« Назад

Одаренные дети и обучение в школе: возможные сложности  27.09.2013 08:48

 

Одаренными принято называть детей, которые превосходят сверстников по уровню интеллектуального развития. Психолог Джозеф Рензулли из США полагает, что одаренность ребенка включает в себя три составляющие: настойчивость (или целевую мотивацию), высокие умственные способности и некую творческую «жилку». Обычно вундеркинды проявляют себя в достаточно раннем возрасте. Казалось бы, родителям нужно только радоваться, обнаружив у малыша высокий интеллектуальный потенциал, однако не все так гладко. В школе таких детей могут поджидать некоторые «сюрпризы»…

 

О детской одаренности

Педагоги условно подразделяют детскую одаренность на несколько типов. В частности, ребенок может:

• хорошо обучаться в школе (или обладать академической одаренностью);

• особенно ярко проявлять себя в творчестве (быть творчески одаренным);

• иметь высокие показатели, выявляемые тестами на уровень развития умственной деятельности (обладать интеллектуальной одаренностью);

• достичь выдающихся успехов в избранной сфере деятельности, будучи юным музыкантом, художником или шахматистом (зачастую таких детей называют талантливыми).

Вундеркинды при занятиях любимым делом испытывают яркие, глубокие эмоции. Таких детей отличает способность к долгой концентрации внимания и необыкновенная целеустремленность.

 

А что в школе?

 Дети со «сверхспособностями» вынуждены адаптироваться к школьной среде, как и другие их сверстники. При этом у вундеркиндов разной «специализации» могут возникать отличные друг от друга проблемы и сложности. Проще всего приходится «академически развитым» школьникам. Как правило, такие дети успешно учатся, радуя тем самым и родителей, и педагогов. Их внешкольные интересы редко отличаются от устремлений ровесников. В общении с одноклассниками академически одаренные ребята тоже не имеют особых проблем.

 Творчески одаренные дети нечасто находят понимание в школьной среде. Бывает даже, что они подвергаются насмешкам, не получая должного понимания ни со стороны старших, ни со стороны сверстников. Пожалуй, оптимальным выходом в подобных ситуациях станет перевод способных детей в специальные учебные заведения для одаренных.

 К «интеллектуалам» в школах двойственное отношение. Их успехами в заданной области могут восхищаться, снисходительно прощая возможную неуспеваемость в другой сфере. Как правило, именно такие ребята представляют школы на всевозможных олимпиадах.

Дети, у которых в раннем возрасте проявились особые музыкальные или спортивные способности, быстро достигают высоких результатов. Развиваясь в выбранном направлении, они реже бывают в обыкновенной школе, а потому одноклассники и педагоги могут лишь издали наблюдать за достижениями талантливых учеников. Тем не менее, такие дети могут испытывать значительное эмоциональное напряжение, так как конкуренция в выбранной «профессиональной» среде бывает весьма высока.

 

О возможных школьных проблемах

 Итак, одаренного не по возрасту школьника в процессе обучения может поджидать ряд сложностей.

• Ребенок, скорее сверстников осваивающий учебную программу, быстро начинает скучать. Он пребывает в безделье, пока остальные осваивают «программные» премудрости.

• В первые годы учебы одаренный учащийся склонен достаточно часто привлекать к себе внимание педагога. Скорое выполнение задания, постоянная готовность ответить на вопрос учителя – это своего рода умственная игра для такого ребенка, которая со временем может окружающим попросту надоесть.

• Со временем одаренного школьника перестают часто спрашивать, поскольку учитель уже уверен в его познаниях. Так энтузиаст занятий постепенно может трансформироваться в «лишнего» в классе ученика. Возможно даже возникновение острых разногласий между учащимся и педагогом.

• Высокие способности одаренных ребят могут явиться неким барьером при установлении нормальных отношений с одноклассниками. Сложности другого рода поджидают талантливого школьника, которому по каким-то причинам не даются уроки трудового воспитания или физкультуры.

В целом же, одаренные дети обладают сверхчувствительностью и потребностью во внимании взрослых. Возникающие же в школе проблемы во многом связаны с несоответствием между интеллектуальным, физическим и социальным развитием вундеркинда.

 

 

вернуться на главную страницу сайта

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить