Главная \ Полезно знать! \ В чем особенности вальдорфской школы?

Полезно знать!

« Назад

В чем особенности вальдорфской школы?  05.10.2013 07:56

В начале 20 столетия приступила к работе первая вальдорфская школа, образовательные процессы в которой основывались на сопереживании, образном мышлении, чувственном познании и антропософском представлении о человеке. Такую альтернативную педагогическую систему предложил Рудольф Штайнер, благодаря которому учение и стали впоследствии именовать «вальдорфско-штайнеровским». Сегодня подобное образование предлагают педагоги около полутора тысяч независимых вальдорфских детских садов и сотен соответствующих школ. Расположены такие образовательные учреждения более чем в шестидесяти странах мира.

О специфике вальдорфского образования

Специализированные школы данного типа стремятся открыть духовный мир, развить способности каждого ребенка, обращаясь к его эмоциональному восприятию. Кроме того, образовательные методики направлены на развитие памяти и фантазии юного человека. Каковы же основные принципы воспитания совершенной личности в вальдорфской школе? 

• Принцип гармоничности в обучении и воспитании ребенка
Педагоги таких школ пытаются воплощать на практике идею гармоничного единения в воспитательных и учебных процессах всех развивающих факторов, благоприятно влияющих на формирование чувственных, интеллектуальных и волевых функций личности. Процесс образования разделен на 3 этапа, на протяжении которых у детей поочередно развивают волю, эмоциональный мир и мышление.
• Создание гармоничной окружающей среды – ключ к успеху
В вальдорфских школах полагают, что способности детей лучше всего развиваются в здоровой атмосфере, в которой нет места агрессии и давлению ни со стороны сверстников, ни со стороны преподавателя. Такие образовательные структуры стремятся воплощать на практике индивидуальный подход к каждому из ребят, содействовать формированию дружеских отношений между учащимися.
• Принцип развития памяти ребенка
Педагоги стремятся, чтобы каждый ребенок был непременно заинтересован преподносимым ему материалом. В процессе обучения физически активная деятельность чередуется с умственной, что положительно влияет на восприимчивость памяти юного человека. Занятия в школе проводят в соответствии со строгим регламентом, при этом один урок незаметно перетекает в другой. Как правило, до обеда преподают основные предметы, а после него – проводят занятия, связанные с прикладными ремеслами (садоводством, рукоделием, кулинарией и пр.).

Кроме того, вальдорфское образование проповедует принципы: возрастного соответствия, целостного охвата природы человека, непременного чувственного переживания, религиозной толерантности, уважения личности и чувств ребенка, свободы в самоопределении и так далее.

 

Так ли хороши вальдорфские школы?

Безусловно, в таких образовательных учреждениях есть немало плюсов. В частности, используемые здесь методики способствуют:
• развитию имеющихся талантов и способностей ребенка;
• гармоничному воспитанию личности;
• выявлению и эволюционированию творческих начал юного ученика.

Однако у данной педагогической системы есть и слабые места, к примеру:
• психологи полагают, что непрестанный душевный комфорт не способствует становлению сильного характера;
• педагоги вальдорфских школ делают основной упор на гуманитарные предметы;
• малышам, имеющим высокий интеллект и активно стремящимся к познанию нового, на первом этапе не будет хватать информации, преподносимой педагогами.

Думается, что вальдорфско-штайнеровское образование – неплохой выбор для родителей, стремящихся вырастить своего ребенка без применения агрессии и давления. У людей, которым близки названные методики, есть возможность воспитать творческих и здоровых детей. Недаром последователями Штайнера в России были многие представители творческой интеллигенции, к примеру: Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов или Андрей Тарковский. В любом случае, нередко такие образовательные учреждения проводят открытые уроки. Заинтересованные родители могут посетить их и на месте оценить методики преподавания и поведение детей, сделав на основании полученной информации собственные выводы. 

 

 

вернуться на главную страницу сайта

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить