Полезно знать!
« НазадАдекватное общение «учитель-ученик» - залог школьных успехов 11.11.2013 14:09Общение – одна из наиважнейших составляющих жизнедеятельности человека, как взрослого, так и ребенка. Существует немало примеров, когда при наличии должного ухода малыш, лишенный постоянных контактов с взрослыми людьми, недостаточно хорошо развивался и психически, и даже физически. Статистика свидетельствует, что более 60% учащихся мечтают о семье, в которой царят согласие и радость общения. Аналогично отношение детей и к взаимодействию внутри школы.
Учителя, школьники и их родители - полноправные участники образовательного процесса. Это «трио» должно гармонично общаться между собой. Необходимо, чтобы такое общение благотворно влияло на качество получаемых и усваиваемых юным созданием знаний. Коммуникативные процессы в стенах школы очень важны для ребенка. Учитель более опытен, а потому именно он должен поддерживать и налаживать доброжелательные отношения. Педагог, демонстрирующий ровное эмоционально-положительное расположение к ученикам, по-деловому реагирующий на недостатки в поведении и учебе, и детям помогает проявить себя максимально дружелюбно. Такое взаимодействие позитивно влияет на результативность процессов обучения.
Предполагается, что наиболее эффективным будет демократический стиль общения учителя и учеников. Чтобы такое сотрудничество было действительно плодотворным необходимо, чтобы стороны: • доверяли друг другу; • принимали общие решения; • слушали и слышали друг друга; • ощущали ответственность за совместную работу.
Многочисленные исследования подтверждают, что дети склонны доверять педагогам, обладающим: • деловыми качествами – демократичностью, умением заинтересовать; • человеческими – уравновешенностью, добротой, ответственностью; • организационными – последовательностью, справедливостью, уважением других, честностью. Немаловажен и привлекательный внешний вид учителя. В старших классах особенно популярны педагоги, умеющие живо и наглядно представить учебный материал. Зато неспособность преподавателя отвечать ожиданиям ученика может привести к ухудшению отношения и к предмету, и к самому учителю. Чаще всего конфликтные ситуации случаются между педагогами и учащимися, находящимися в подростковом возрасте. Причиной столь неприятных случаев могут явиться: недостаточный профессионализм учителя, нарушение требований образовательного учреждения учеником, а также проявления личностного неприятия каждой из сторон. Чтобы сформировать благоприятствующую учебному процессу атмосферу и избежать возможных конфликтов, учитель должен: • создавать на уроках обстановку непрерывного общения с классом, никого не оставляя в бездействии; • быть требовательным и к ученикам, и к себе; • рационально распоряжаться временем на уроке; • свободно владеть преподаваемым предметом, применять разные формы и методы обучения; • добиваться полного усвоения материала школьниками (в том числе организовывать индивидуальные занятия с теми, кому предмет дается нелегко); • уважительно относиться к каждому ученику (недопустимо использование каких бы то ни было прозвищ, оскорблений и т.п.). Своя специфика существует и в построении отношений между родителями и педагогом. Считается, что основная ответственность за успех встречи лежит на организующем ее учителе. Необходимо, чтобы в ходе беседы стороны руководствовались взаимным уважением, стремились услышать и понять аргументы друг друга. Преподаватель может оказать родителям действенную помощь, раскрывая им возможности сына или дочери, давая развивающие советы. В любом случае, важно помнить, что основной целью такого общения является ребенок, его успехи и достижения.
|
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.