Все дети разные – это факт, не требующий доказательств. Отчасти особенности ребенка вызваны спецификой отношений в семье, отчасти – чертами характера, присущими конкретному малышу от рождения. Родителям и учителям не стоит пытаться изменить природу юного школьника, однако учитывать ее в повседневном общении нужно всенепременно.
Гиперактивные дети – кто они?
К категории гиперактивных (или «сверхдеятельных») детей относят таких малышей, которые отличаются от сверстников высокой возбудимостью, невнимательностью, двигательной активностью и импульсивностью. На уроках такие ученики постоянно вертятся, отвлекают одноклассников, непрестанно задают вопросы педагогу. Причем делают они это в силу особенностей организации нервной системы. Интересно, что гиперактивность более свойственна мальчикам, нежели девочкам. По крайней мере, статистика уверяет, что у первых она встречается в 4 раза чаще. Сегодня от 3 до 10% школьников начальных классов страдают от названного синдрома. Нередко гиперактивность сопровождается дефицитом внимания.
Обыкновенно такие дети обладают еще не вполне зрелой нервной системой, что не позволяет им сосредоточиться на конкретном деле. Специалисты рекомендуют взрослым с пониманием относиться к гиперактивному малышу. Необходимо избегать постоянных упреков и наказаний, проявляя доброжелательность и терпение. Иногда сверхдеятельность малыша бывает вызвана нарушениями его развития, возникающими вследствие генетической обусловленности, патологии беременности или других причин. В подобных случаях без помощи врачей родителям не обойтись.
Как вести се6я взрослым?
Любящие родители могут в значительной мере повлиять на поведение малыша в социуме. Как этого добиться?
• Регулярно хвалите ребенка, отмечая его достижения. Не стоит проводить параллели с другими, более успешными детьми. Сравнивайте его достижения с теми, что были еще вчера.
• Не фиксируйте внимание на отрицательных моментах в поведении ребенка.
• Крайностей в воспитании быть не должно. Недопустимы и жесткие, завышенные, и чрезмерно мягкие требования.
• Вместо борьбы со своим малышом, ищите пути для совместного решения имеющихся проблем. Доступно объясните ребенку правила поведения, очертите круг ограничений и запретов. Поясните, каковы будут наказания за проступки.
• Не забывайте, что чрезмерная возбудимость малыша может быть усилена в местах скопления людей. Именно поэтому между пребыванием в группе продленного дня и занятиями дома полезно выбирать последнее.
• Нужно исключить из оборота такие способы воспитания как крик и наказания физического характера, которые дезорганизуют восприимчивого ребенка.
• Помните, что такой малыш более других детей нуждается в физическом контакте с близкими и родными ему людьми. Прикосновения, объятия и поглаживания способны эмоционально поддержать сверхактивного ребенка.
• Полезно иногда отслеживать ситуации, когда ваш малыш общается с другими ребятами. Ведь сверхдеятельный ребенок легко поддается на провокации со стороны своих сверстников, обладающих устойчивой нервной системой.
• Требования обоих родителей должны быть согласованными и последовательными.
О помощи при работе над домашними заданиями
Поскольку сверхактивный школьник очень быстро переключается с одного занятия на другое, нужно организовать для него удобное место для выполнения домашних работ. Убирайте со стола лишние вещи, чтобы те не отвлекали внимания малыша. Не лишним будет и создание режима тишины, особенно если школьник чутко реагирует на посторонние звуки. Иногда гиперактивный ребенок нуждается в присутствии взрослых при выполнении домашних работ. В подобных случаях малыш сам делает задания, а диалог и участие старших помогают ему сконцентрироваться.
В случае адекватного индивидуального сопровождения в начальной школе к 10-11 годам работа мозга гиперактивного малыша нормализуется. Как правило, с этого времени он уже может учиться в стандартном режиме наравне со сверстниками.
вернуться на главную страницу сайта
|