Роль домашних заданий в воспитании, развитии и обучении школьников начальных классов сложно переоценить. Именно такая работа воспитывает в ребенке ответственность, трудолюбие, настойчивость и внимание. Она же формирует у малыша способность планировать свои действия, помогает успешному уяснению пройденного, развивает навыки самостоятельности.
Родители могут подготовить сына или дочь к индивидуальным занятиям еще до начала учебы в школе. В их силах научить ребенка убирать после себя, доводить до логического завершения начатое дело, отвечать за свои поступки, слушать старших.
Создаем «предпосылки»…
Педагоги советуют родителям обращать внимание на создание условий, помогающих ребенку максимально успешно справляться с заданным на дом. В частности, полезно:
• Выполнять домашние работы по прошествии часа-полутора после возвращения из школы, ведь вначале малышу нужно отдохнуть и набраться сил. Кроме того, в первую очередь следует выполнять наиболее сложные упражнения, не откладывая без особой нужды что-либо на последующие дни.
• Трудные задания, требующие от ребенка повышенной концентрации внимания, нужно разбивать на временные блоки, чередующиеся перерывами для отдыха (примерно на 25-30 мин. работы - 5-10 мин. расслабления). Самые важные вопросы полезно повторить вечером, перед сном.
• Перед началом занятий рабочий стол должен быть подготовлен к выполнению домашнего задания. Все необходимое должно быть под рукой, чтобы малыш не тратил лишнее время на поиски. По окончании работы стол также следует привести в порядок. Стоит помнить, что для выполнения домашних заданий ребенку должно быть выделено постоянное (!) рабочее место.
• В процессе занятий нужно следить за осанкой ребенка, а также за расстоянием от его глаз до края стола (должно составлять около 30-45 см).
• Кроме того, нужно чтобы: рабочее место было хорошо освещено, комната для занятий - проветрена и имела надлежащую температуру воздуха (оптимальная концентрация внимания достигается в условиях 18-22 градусов), рост ребенка соответствовал высоте стула, а сами занятия проводились в спокойной обстановке.
• Требуется, чтобы помимо учебы у ребенка были и другие обязанности. Если человек привыкает ежедневно решать много задач, он начинает планировать работу и привыкает ценить время.
• Помимо всего прочего, не забывайте хвалить малыша за успехи.
Как правило, учеба может быть успешной лишь при установлении устойчивого режима занятий, который должен оставаться неизменным вне зависимости от количества заданного, присутствия в доме гостей или наличия интересной программы по телевизору. При отведении подходящего часа для учебных работ нужно руководствоваться всем комплексом дел, которые предстоит решать ребенку на протяжении целого дня. Выполнение домашних обязанностей или уроков, как и прогулки на свежем воздухе должны органично сочетаться между собой.
Что еще нужно помнить родителю? Многое. Например:
• в присутствии ребенка не следует критиковать работу учителей и школы;
• если же возникла конфликтная ситуация, связанная с образовательным учреждением, урегулируйте ее без привлечения к этому самого школьника;
• ребенок должен понимать, что родители интересуются его учебой;
• участвуйте в общественной жизни школы и класса;
• учите малыша выражать мысли в письменном виде;
• контролируйте режим дня ребенка, следите, чтобы он вовремя ложился отдыхать.
Приучение школьника к выбранному режиму должно происходить на фоне уважения к ребенку и разумной требовательности, доброжелательности и заинтересованности родителей в конечном результате. Взрослым нужно ориентироваться на то, чтобы маленький человек с юных лет привыкал самостоятельно выполнять домашние задания, не надеясь при этом на постороннюю помощь.
В случае верного поведения родителей с каждым годом отношение школьника к учебе и самостоятельной работе будет все больше отвечать желаемому.
вернуться на главную страницу сайта
|