Основой воспитания всякого человека служит уважение к взрастившей его стране, к ее культуре, истории, традициям. Думается, сложно сформировать достойную уважения личность и гражданина, не прививая трепетного отношения к истокам. Патриотизмом называют гордость за свою страну. Воспитанием ростков этого чувства в юных соотечественниках были озабочены многие известные российские педагоги. Они полагали, что любовь к Родине начинается с малого – с привязанности к своему дому, к своей семье.
Патриотизм в наши дни…
Совместные действия учащихся и педагогов способны привести к образованию у юного поколения соответствующих убеждений, знаний, уважительного отношения к прошлому своей страны и существующим традициям. Однако процесс это крайне сложный. Причем сложен он и для родителей школьников, и для педагогического коллектива.
Патриотизм неоднозначен. К примеру, он может быть естественным, истоки этого явления лежат в любви к родному краю. Как правило, подобным чувствам чужды демонстративные и массовые проявления. В свою очередь, некоторые процессы современности (экономические неудачи, локальные вооруженные конфликты, недружественная политика ряда государств и пр.) могут стать причиной формирования патриотизма реактивного. Эта разновидность любви к Отечеству весьма популярна сегодня в молодежной среде. Она возникает в сознании людей как защитная реакция на некоторые негативные события. Однако патриотизм – это движение «за», а не «против». Нередко взрослые приверженцы его реактивной разновидности «находят себя» в поисках отступников, врагов, сектантов и так далее. Такой патриотизм служит основой формирования некого комплекса неполноценности, а подмена истинных понятий ложными может стать причиной проявлений ксенофобии и национализма.
О практическом воплощении патриотического воспитания
Крайне важную роль в деле патриотического воспитания школьников играют уроки истории. Этот учебный предмет способен сформировать у подростка интерес к культурному и духовному наследию Отечества, приблизить к пониманию самой сути патриотизма. Нередко преподаватели включают в массив исторических знаний сведения о малой Родине – конкретном регионе. Проводимые на должном уровне, подобные занятия становятся залогом возвращения обществу ощущений самодостаточности и культурной укорененности. При этом учителя должны сделать все, чтобы предотвратить возможность формирования у юношества искаженных духовных ценностей.
Однако «не словом единым» возможно дать старт зарождению патриотизма у школьников… В работе с начальными классами весьма продуктивным является включение малышей в разнообразные формы народного творчества. Для детей постарше будут полезны всевозможные проблемные дискуссии. Однако самыми действенными во всех смыслах могут стать шаги предметно-практического характера. К примеру, учащиеся школы могут быть задействованы в археологических, этнографических, фольклорных, поисковых, краеведческих, экологических экспедициях. Будут уместны даже обыкновенные туристические путешествия по родным просторам.
Во время походов школьники могут участвовать в реконструкции храмов, заниматься приведением в должный вид братских могил, расчищать от мусора парки и родники, встречаться и беседовать с соотечественниками разных поколений и возрастов, отличающихся культурой, судьбами, жизненным опытом. А чтобы закрепить достигнутое, по завершении таких дел необходимо общее обсуждение: что за мысли и чувства посещали каждого, какими знаниями обогатил пройденный этап, стоило ли заниматься делом в этот раз и необходимо ли продолжение такой акции?
В педагогической теории и практике, пожалуй, наиболее близко к патриотизму понятие «гражданственности». Не случайно в истории образования нашей страны патриотическое воспитание органично дополняет гражданское воспитание и обучение.
Вернуться на главную страницу
|