Залогом хорошей карьеры в наши дни является получение высшего образования, немыслимого без достойно оконченной школы. Для обучения подрастающего поколения появляются все новые учебные заведения: лицеи, младшие школы, гимназии, училища и так далее. Однако же, несмотря на из года в год вновь разрабатываемые образовательные программы, в целом успеваемость детей падает.
О месте российского образования в мире
В 2003 и в 2009 годах уровень подготовки наших школьников подвергался образовательной проверке RISA. Эта международная методика весьма отлична от привычных нам тестов и экзаменов, поскольку оценивает способность к применению на практике полученных в школе теоретических знаний. Цель такой проверки – получение ответа на вопрос: «Могут ли 15-летние учащиеся, овладевшие адекватными возрасту познаниями, полноценно функционировать в социуме?». Итог исследований крайне неутешителен. В 2003 году, когда оценивали уровень математических знаний российских школьников, страна заняла 30 место из 40 возможных. А в 2009 году - при исследовании грамотности - Россия и вовсе оказалась в пятом десятке.
В 2012 состоялась очередная образовательная проверка по методике RISA, результаты которой будут объявлены в декабре этого года. Участвовавшие в программе педагоги уверены, что и теперь ждать хороших результатов не приходится. Некоторые преподаватели видят причину столь скорбной для образовательной системы ситуации в неумении подростков отыскивать в тексте необходимые данные, интерпретируя их применительно к конкретному случаю. Дети заняты запоминанием огромного массива знаний, но самостоятельного мышления у них в это время не формируется. Так происходит и оттого, что и учебники, и ЕГЭ требуют от школьника лишь заучивания информации, без использования дидактического аппарата.
Что делать родителям?
Особенности отечественной образовательной системы и вправду не всегда позволяют ребенку полностью реализовать имеющийся потенциал. Однако на деле имеет место и элементарная усталость, накапливаемая школьником изо дня в день. Так, старшеклассники ежедневно пытаются усвоить знания примерно по семи предметам, при этом каждый урок длится по 45 минут. Отдых между занятиями - десятиминутная перемена. За этот промежуток нужно успеть сменить аудиторию и, возможно, повторить урок. Бывает и так, что учитель задерживает и после звонка, возвещающего о начале перемены. До полноценного отдыха в таком режиме ой как далеко…
У подавляющего большинства учеников, собирающихся поступать в ВУЗы по окончании школы, после основных занятий начинается работа с репетитором. Соответственно, нужно воспринимать новую информацию. По завершении дополнительных «уроков» нужно приступать к выполнению домашней работы. Кроме того, сегодня школьникам нередко дают задания по отысканию в Интернете той или иной информации. Получается, что образовательный ритм задан достаточно жесткий, и у ребят не остается времени на хобби или на развитие индивидуальных особенностей. Перегрузка же как раз и ведет к падению успеваемости, а заодно и к развитию у детей стрессовых состояний.
Родители должны помнить о детской ранимости, а потому желательно быть мягче к собственному ребенку и относиться к возможным трудностям с пониманием. С младшими школьниками проще, поскольку взрослые могут хотя бы помочь им с уроками. Дети постарше должны ощущать вашу поддержку и сочувствие. Памятуя о том, что пассивный образ жизни и постоянное сидение за рабочим столом крайне вредны для еще формирующегося организма, вывозите детей на природу в выходные, чаще практикуйте активные игры и прогулки на свежем воздухе.
Современной системе образования свойственны периодические изменения. Хочется надеяться, что хотя бы часть из них пойдет на пользу процессу обучения детей. Родителям же остается надеяться на лучшее, оказывая своему ребенку посильное содействие и поддержку…
вернуться на главную страницу сайта
|