В отличие от стандартного на сегодняшний день смешанного обучения раздельное – это практика, предусматривающая проведение занятий в учебных подразделениях, укомплектованных учащимися только женского или исключительно мужского пола. Обыкновенно речь идет о среднем образовании и о формировании школьных классов из мальчиков или из девочек. Раздельное обучение может практиковаться как на базе одного (обособленные учебные подразделения в рамках одной школы), так и на базе разных учреждений (женские и мужские лицеи, пансионы, школы). Такой способ получения образования имеет собственные минусы и плюсы.
О специфике восприятия
Девочки и мальчики значительно отличаются друг от друга по способностям и по развитию уже к моменту поступления в школу. Первые более добросовестны в учебе, готовы к сотрудничеству со взрослыми и друг с другом, придерживаются требований учителя. Вторые менее зависимы от чужого мнения, аккуратному исполнению известного задания предпочитают поисковую работу, склонны к рискованным поступкам. Девочки очень трудоспособны, причем этот показатель высок у них на протяжении всего этапа начальной школы. В отличие от них мальчики достигают такого уровня работоспособности лишь к третьему году школьной учебы. Поскольку в период проведения занятий в классах для соучеников разного пола педагог непременно учитывает специфику их восприятия, то эффективность подготовки значительно возрастает.
От мальчика к мужчине…
Интересно, что экспериментальные школы, практикующие раздельное обучение, демонстрируют очень неплохие результаты. В частности, выпускники «мужских» классов обычно оказываются выше своих сверстников из традиционных образовательных учреждений. К примеру, Железногорский лицей № 103 (группы раздельного обучения) и школа № 760 г. Москвы дают путевку в жизнь высоким и статным молодым людям, обладающим отменным здоровьем и хорошими знаниями. Немаловажно, что юноши, учившиеся в схожих условиях, но в смешанных классах, признаются годными к воинской службе только в половине случаев.
А что юные леди?
Физиологи доказали, что девочки, учащиеся в раздельных и смешанных классах, по-разному реагируют на школьные нагрузки. В первом случае барышни реже болеют и пропускают занятия из-за простудных заболеваний (в 1,5-5 раз), меньше утомляются на уроках, отличаются большей смелостью в общении, нежели их сверстницы из традиционных образовательных школ.
В России сегодня…
В настоящее время нередки случаи (хотя и экспериментальные), когда мальчики и девочки сгруппированы в разные классы, учась при этом на базе единого образовательного учреждения. Так, в столице в этой программе принимают участие порядка 10, на Ставрополье – 100, а в Республике Коми – 400 школ. Наблюдающие за экспериментом психологи утверждают, что подобное обучение весьма полезно детям, имеющим проблемы с успеваемостью, воспитанием, здоровьем. Тестированием выявлено, что уровень знаний в подобных классах непрестанно растет. Это происходит оттого, что педагоги учитывают особенности восприятия и физические возможности разнополых групп в период раздельного обучения. Опросы же показали, что во время таких занятий и девочки, и мальчики чувствуют себя более комфортно.
Эксперты полагают, что совместные уроки нивелируют ценности, присущие конкретному полу. Так, барышни нередко подражают мужской модели поведения, к примеру, в дамской части коллектива повышается конфликтность. В свою очередь мальчики могут начать развиваться по женскому типу, перенимая свойственные девочкам черты: покладистость, прилежность и стремление понравиться.
Одновременно у раздельного обучения имеется и очень серьезный недостаток – существует потенциальная вероятность, что в дальнейшем между мальчиками и девочками могут возникать проблемы коммуникативного характера. Недостаток совместного общения и времяпрепровождения может стать причиной непонимания представителей другого пола. Сложности такого рода способны помешать человеку в будущем при создании семьи, в период работы в трудовом коллективе и так далее.
вернуться на главную страницу сайта
|