В очень юном возрасте ребенок крайне зависим от взрослых, а потому не противопоставляет себя им, а лишь приспосабливается к существующим условиям. Однако с началом занятий в школе формируется новая ситуация, которая вносит коррективы в отчасти уже сложившийся семейный микроклимат. Каким же может быть стиль взаимоотношений между представителями разных поколений в новых условиях?
Стиль либерально-попустительский
Потакание всем прихотям и капризам драгоценного чада, утверждающего себя через требования: «Хочу!» и «Дай!», способно привести к тому, что из него в итоге разовьется социально незрелый индивидуум. Чтобы ребенок формировался в верном направлении, он должен понимать значение слова «надо». В противном случае выросшему эгоисту будет сложно выстраивать с людьми отношения, ведь он не приучен соизмерять свои желания с общими целями.
Либерально-попустительский стиль имеет и иное проявление – гиперопеку. В этом случае взрослые лишают школьника самостоятельности, что может быть вызвано, к примеру, существованием потенциальной угрозы из-за имеющейся тяжелой болезни. В результате такого поведения родителей дитя вырастает в инфантильную, невротизированную и лишенную самостоятельности личность. Ребенок не в состоянии адекватно общаться со сверстниками. Обыкновенно он занимает подчиненную позицию, отыскивая среди одноклассников покровителя.
Стиль авторитарный
В данном случае родители подавляют всякую инициативу ребенка и жестко руководят всеми его поступками (например, аргументируя это необходимостью приучить чадо к школьной дисциплине). Типичные проявления власти взрослого над юным учащимся – физические наказания и окрики. При этом любовь к малышу тоже может проявляться, иногда даже весьма экспрессивно. Результат подобного воспитания дуалистичен. Это могут быть либо авторитарные и агрессивные, либо крайне неуверенные в себе личности. Названные черты характера могут быть заметны уже в школе при общении с ровесниками.
Стиль отчужденный
Иногда случается и так, что взрослые безразличны к личности малыша. Как правило, в таких семьях ребенка держат «на расстоянии» (психологически дистанцируются), что делает его несчастным и одиноким. Следствием этого может стать развитие личности агрессивной или отчужденной по отношению к другим людям. Естественно, такой ребенок будет испытывать сложности в общении с одноклассниками.
А как нужно?
К наиболее эффективному стилю воспитания психологи причисляют ценностное отношение к личности ребенка, органично сочетающее в себе и ответственность, и рефлексию. В семьях, где малышу выражают доброжелательность и любовь, но при этом требуют считаться с мнением других, вырастают ответственные и обладающие чувством собственного достоинства люди. В школе такие дети хорошо выстраивают отношения со сверстниками, они самостоятельны и не понаслышке знают о дисциплине.
Общепризнанно, что культура семейного воспитания обязана быть гармоничной, однако важно и другое… Достижения в этой области должны как в эстафете передаваться от одного поколения к другому. Иногда кажется, что современные дети не очень-то и нуждаются в общении со взрослыми, поскольку компьютеры и болтовня с приятелями по телефону для них более актуальны. Но нет! Недавно были проведены исследования, выявившие интересную тенденцию: детям всегда не хватает общения с родителями. Так, 84% из них готовы помогать в заботах по дому, если таковые будут сопровождаться задушевными разговорами со взрослыми, а 73% готовы отказаться от просмотра телевизора ради таких бесед.
Эксперты не советуют общаться с детьми посредством сентенций и нравоучений. Гораздо лучше, если ребенок будет знать занимательную историю своей семьи, поскольку в каждом маленьком сообществе есть предания - грустные и веселые, серьезные и невероятные. Психологи убеждены, дети, обогащенные знаниями о своих корнях, начинают ощущать себя полноправными персонажами семейной хроники. Нередко это даже позволяет им успешнее приспосабливаться к жизненным коллизиям, легче преодолевать трудности. И в силах родителей помочь своим детям.
вернуться на главную страницу сайта
|