Одаренными принято называть детей, которые превосходят сверстников по уровню интеллектуального развития. Психолог Джозеф Рензулли из США полагает, что одаренность ребенка включает в себя три составляющие: настойчивость (или целевую мотивацию), высокие умственные способности и некую творческую «жилку». Обычно вундеркинды проявляют себя в достаточно раннем возрасте. Казалось бы, родителям нужно только радоваться, обнаружив у малыша высокий интеллектуальный потенциал, однако не все так гладко. В школе таких детей могут поджидать некоторые «сюрпризы»…
О детской одаренности
Педагоги условно подразделяют детскую одаренность на несколько типов. В частности, ребенок может:
• хорошо обучаться в школе (или обладать академической одаренностью);
• особенно ярко проявлять себя в творчестве (быть творчески одаренным);
• иметь высокие показатели, выявляемые тестами на уровень развития умственной деятельности (обладать интеллектуальной одаренностью);
• достичь выдающихся успехов в избранной сфере деятельности, будучи юным музыкантом, художником или шахматистом (зачастую таких детей называют талантливыми).
Вундеркинды при занятиях любимым делом испытывают яркие, глубокие эмоции. Таких детей отличает способность к долгой концентрации внимания и необыкновенная целеустремленность.
А что в школе?
Дети со «сверхспособностями» вынуждены адаптироваться к школьной среде, как и другие их сверстники. При этом у вундеркиндов разной «специализации» могут возникать отличные друг от друга проблемы и сложности. Проще всего приходится «академически развитым» школьникам. Как правило, такие дети успешно учатся, радуя тем самым и родителей, и педагогов. Их внешкольные интересы редко отличаются от устремлений ровесников. В общении с одноклассниками академически одаренные ребята тоже не имеют особых проблем.
Творчески одаренные дети нечасто находят понимание в школьной среде. Бывает даже, что они подвергаются насмешкам, не получая должного понимания ни со стороны старших, ни со стороны сверстников. Пожалуй, оптимальным выходом в подобных ситуациях станет перевод способных детей в специальные учебные заведения для одаренных.
К «интеллектуалам» в школах двойственное отношение. Их успехами в заданной области могут восхищаться, снисходительно прощая возможную неуспеваемость в другой сфере. Как правило, именно такие ребята представляют школы на всевозможных олимпиадах.
Дети, у которых в раннем возрасте проявились особые музыкальные или спортивные способности, быстро достигают высоких результатов. Развиваясь в выбранном направлении, они реже бывают в обыкновенной школе, а потому одноклассники и педагоги могут лишь издали наблюдать за достижениями талантливых учеников. Тем не менее, такие дети могут испытывать значительное эмоциональное напряжение, так как конкуренция в выбранной «профессиональной» среде бывает весьма высока.
О возможных школьных проблемах
Итак, одаренного не по возрасту школьника в процессе обучения может поджидать ряд сложностей.
• Ребенок, скорее сверстников осваивающий учебную программу, быстро начинает скучать. Он пребывает в безделье, пока остальные осваивают «программные» премудрости.
• В первые годы учебы одаренный учащийся склонен достаточно часто привлекать к себе внимание педагога. Скорое выполнение задания, постоянная готовность ответить на вопрос учителя – это своего рода умственная игра для такого ребенка, которая со временем может окружающим попросту надоесть.
• Со временем одаренного школьника перестают часто спрашивать, поскольку учитель уже уверен в его познаниях. Так энтузиаст занятий постепенно может трансформироваться в «лишнего» в классе ученика. Возможно даже возникновение острых разногласий между учащимся и педагогом.
• Высокие способности одаренных ребят могут явиться неким барьером при установлении нормальных отношений с одноклассниками. Сложности другого рода поджидают талантливого школьника, которому по каким-то причинам не даются уроки трудового воспитания или физкультуры.
В целом же, одаренные дети обладают сверхчувствительностью и потребностью во внимании взрослых. Возникающие же в школе проблемы во многом связаны с несоответствием между интеллектуальным, физическим и социальным развитием вундеркинда.
вернуться на главную страницу сайта
|