Период перехода от детства к юности приходится обычно на возраст 12-15 лет. В это время подростки меняются, причем такие изменения имеют как физический, так и моральный характер. Средний школьный возраст сопровождается и половым созреванием юноши или девушки. Именно этот аспект несет в себе подчас основные мотивы для новых переживаний, изменений душевного равновесия и поведения подростка.
О специфике взросления
Психологи описывают особенности подросткового возраста с использованием множества «не». Повзрослевшие отпрыски:
• не желают учиться;
• не стремятся убирать за собой (как и выполнять иные домашние дела);
• не возвращаются вовремя домой;
• не слушают родителей.
Гормональная перестройка детского организма зачастую вызывает перепады настроения, сопровождаемые импульсивностью и повышенной возбудимостью. У ребенка может наблюдаться депрессия, слабая концентрация внимания, склонность к риску и агрессии. Над учебой в школе в это время начинают превалировать интимно-личностные отношения со сверстниками.
Нередко у подростков возникают проблемы психологического характера: формируется неадекватная самооценка, появляется неуверенность в себе. Главное, что может сделать родитель: установить (либо сохранить) со своим чадом доверительные и близкие отношения. К этому возрасту ребенок становится весьма самостоятельным, принимающим по разным поводам необходимые решения. Иногда его действия могут быть умными, а иногда нет. Возможность доверительного взаимодействия с подростком сводит к минимуму негативные последствия от принятия неверных решений, поскольку велика вероятность, что сын или дочь придут к взрослым посоветоваться или поделиться переживаниями по важному для них вопросу.
Особенно внимательными следует быть родителям к так называемой референтной группе – товарищам их ребенка, чьим мнением он крайне дорожит и чьи взгляды разделяет. Это могут быть ребята из класса или кружка, соседи по этажу или дворовая команда. Такая группа в глазах подростка более авторитетна, нежели его собственные родители. Среди представителей такого референтного коллектива школьник будет пытаться утвердиться, к их мнению станет прислушиваться.
Каковы навыки и умения подростка?
Подростковый возраст не препятствует получению все новых и новых знаний. Средний школьный возраст – благодатная пора для того, чтобы ребенок научился превосходно танцевать или рисовать, в совершенстве освоил лингвистические премудрости и так далее. Родителям полезно не забывать и о внеклассном развитии своего отпрыска. В настоящее время с успехом работает множество всевозможных кружков и секций, в которых подросток может отыскать по-настоящему интересное для себя занятие – от театрального ремесла, до спортивных единоборств. Период взросления оптимален для развития и становления человека как личности.
О школьных подростковых проблемах
Школьные трудности учеников начинают нарастать примерно с пятого класса. Однако в настоящее время педагоги готовы к данной неострой, предкритической негативной фазе, а потому знают причины возникновения проблем, как и способы борьбы с таковыми.
Однако к 7-му классу школьники могут становиться «неуправляемыми», причем убеждения и слова взрослых мало влияют на результат. Объяснение подобным трансформациям учителя находят в физиологической перестройке организма подростка и его «промежуточном» состоянии (еще не взрослый, но уже не ребенок).
Меньше всего подвержены влиянию педагогов ученики 8-9 классов. Зачастую школьники этого возраста безмерно самолюбивы, по поводу и без него «выпячивают свое Я». Нередко таких учащихся учителя оценивают как вполне сформировавшихся людей, обретших устойчивые черты личности и поведенческие привычки.
Педагоги дают подросткам оценку и в части образовательных способностей, ведь школьник прежде всего должен учиться. Именно поэтому успеваемость является для учителей основополагающим фактором в понимании уровня развития взрослеющего ребенка. Основным требованием к подростку остается овладение требуемыми знаниями, навыками и умениями, что впоследствии окажет лишь положительное влияние на возможность полноценного участия сформировавшейся личности в жизни общества.
вернуться на главную страницу сайта
|