В начале 20 столетия приступила к работе первая вальдорфская школа, образовательные процессы в которой основывались на сопереживании, образном мышлении, чувственном познании и антропософском представлении о человеке. Такую альтернативную педагогическую систему предложил Рудольф Штайнер, благодаря которому учение и стали впоследствии именовать «вальдорфско-штайнеровским». Сегодня подобное образование предлагают педагоги около полутора тысяч независимых вальдорфских детских садов и сотен соответствующих школ. Расположены такие образовательные учреждения более чем в шестидесяти странах мира.
О специфике вальдорфского образования
Специализированные школы данного типа стремятся открыть духовный мир, развить способности каждого ребенка, обращаясь к его эмоциональному восприятию. Кроме того, образовательные методики направлены на развитие памяти и фантазии юного человека. Каковы же основные принципы воспитания совершенной личности в вальдорфской школе?
• Принцип гармоничности в обучении и воспитании ребенка Педагоги таких школ пытаются воплощать на практике идею гармоничного единения в воспитательных и учебных процессах всех развивающих факторов, благоприятно влияющих на формирование чувственных, интеллектуальных и волевых функций личности. Процесс образования разделен на 3 этапа, на протяжении которых у детей поочередно развивают волю, эмоциональный мир и мышление. • Создание гармоничной окружающей среды – ключ к успеху В вальдорфских школах полагают, что способности детей лучше всего развиваются в здоровой атмосфере, в которой нет места агрессии и давлению ни со стороны сверстников, ни со стороны преподавателя. Такие образовательные структуры стремятся воплощать на практике индивидуальный подход к каждому из ребят, содействовать формированию дружеских отношений между учащимися. • Принцип развития памяти ребенка Педагоги стремятся, чтобы каждый ребенок был непременно заинтересован преподносимым ему материалом. В процессе обучения физически активная деятельность чередуется с умственной, что положительно влияет на восприимчивость памяти юного человека. Занятия в школе проводят в соответствии со строгим регламентом, при этом один урок незаметно перетекает в другой. Как правило, до обеда преподают основные предметы, а после него – проводят занятия, связанные с прикладными ремеслами (садоводством, рукоделием, кулинарией и пр.).
Кроме того, вальдорфское образование проповедует принципы: возрастного соответствия, целостного охвата природы человека, непременного чувственного переживания, религиозной толерантности, уважения личности и чувств ребенка, свободы в самоопределении и так далее.
Так ли хороши вальдорфские школы?
Безусловно, в таких образовательных учреждениях есть немало плюсов. В частности, используемые здесь методики способствуют: • развитию имеющихся талантов и способностей ребенка; • гармоничному воспитанию личности; • выявлению и эволюционированию творческих начал юного ученика.
Однако у данной педагогической системы есть и слабые места, к примеру: • психологи полагают, что непрестанный душевный комфорт не способствует становлению сильного характера; • педагоги вальдорфских школ делают основной упор на гуманитарные предметы; • малышам, имеющим высокий интеллект и активно стремящимся к познанию нового, на первом этапе не будет хватать информации, преподносимой педагогами.
Думается, что вальдорфско-штайнеровское образование – неплохой выбор для родителей, стремящихся вырастить своего ребенка без применения агрессии и давления. У людей, которым близки названные методики, есть возможность воспитать творческих и здоровых детей. Недаром последователями Штайнера в России были многие представители творческой интеллигенции, к примеру: Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов или Андрей Тарковский. В любом случае, нередко такие образовательные учреждения проводят открытые уроки. Заинтересованные родители могут посетить их и на месте оценить методики преподавания и поведение детей, сделав на основании полученной информации собственные выводы.
вернуться на главную страницу сайта
|