Зачастую родители, собирающие ненаглядное чадо в школу, обеспечивают его самым лучшим: школьным ранцем, пеналами, тетрадками и прочими безусловно необходимыми вещами. Однако подчас случается и так, что этого оказывается недостаточно для получения ребенком прекрасных отметок. Каждый родитель должен помнить и о том, что хорошее зрение не менее важно для будущего ученика, чем наличие школьных аксессуаров и энтузиазма. Статистические же данные свидетельствуют, что очень многие учащиеся вообще никогда не проверяли состояние зрения, при этом часть из них жалуется на усталость и покраснение глаз, возникновение головных болей в период образовательных занятий.
О «ясности взора»
В России проблемы со зрением специалисты выявляют у одного из 20 малышей-дошколят, а также у четверти обратившихся школьников. Нередко подобные неприятности начинаются именно в раннем возрасте. Сегодня за пару лет до школы глаза ребенка подвергаются особо высоким нагрузкам. Малыш много лепит, рисует, собирает конструкторы, пытается писать и читать. Слабая подвижность как глаз, так и тела служит причиной застойных явлений крови, недостаточного снабжения кислородом, мышечных изменений в глазных тканях. В школе же нагрузка на глаза возрастает многократно, а потому зрение может ухудшиться еще и еще.
Проблемы с глазами могут иметь самые неприятные последствия, в том числе отрицательно сказаться на школьной успеваемости и способности к обучению. Ребенок может чрезмерно напрягаться, щуриться, усилится утомляемость, начнутся головные боли. Чтобы противостоять этим явлениям родителям следует научить малыша правильно сидеть за партой (рабочим столом), делать периодические (раз в 15 минут) перерывы, выполнять специальную гимнастику для глаз. Также полезно больше двигаться, гулять на свежем воздухе.
Важная роль отводится и всестороннему своевременному офтальмологическому обследованию школьника. Специалисты полагают, что однократная проверка «ясности взора» недостаточна. В детском возрасте подобные обследования стоит периодически повторять, интервалы же зависят от специфики выявленных дефектов зрения. Тем детям, у кого не обнаружено никаких расстройств, врачи все равно рекомендуют обращаться за осмотром к специалисту ежегодно.
О других причинах школьной неуспеваемости
Слабое здоровье – важный фактор, негативно влияющий на способность ребенка к обучению. Помимо нарушений зрения на успеваемость могут отрицательно повлиять: заболевания центральной нервной системы и хронические недуги. Пока малыш борется с болезнями, у него снижается мотивация к учебе. Врачи полагают, что авитаминоз также может стать причиной плохих оценок.
Если малыш несколько отстает в развитии от своих ровесников, в школе ему тоже придется нелегко. Такому ребенку сложно соответствовать стандартным требованиям, которые рассчитаны на «среднего» ученика.
Надо сказать, что причинами отставания ребенка от школьной программы могут стать и некие наследственные факторы. К примеру: • медлительность, присущая школьнику в силу особенностей характера или иных причин (нередко таких учеников называют тугодумами); • неуверенность в себе, чрезмерная стеснительность; • яркая индивидуальность, нестандартность (иногда в этой группе оказываются вундеркинды, которые в силу специфики характера «выпадают» из унифицированных образовательных процессов).
Разумеется, существует и ряд иных причин, могущих снизить интерес к учебе или образовательные возможности ребенка, как то: специфика социальной среды, особенности домашнего воспитания и даже элементарная лень. Тем не менее, если при внешнем благополучии обстановки малыш в силу непонятных для родителей причин вдруг начинает отставать в учебе, полезно оценить состояние его здоровья. Выявление заболеваний на ранней стадии и существенно увеличит шансы на скорейшее выздоровление, и вернет малышу возможность полноценно учиться.
|