Дети, растущие в разных семьях в разном же окружении, порой очень непохожи. Однако такие существенные отличия бывают вызваны не только условиями обитания, но также и индивидуальными особенностями, присущими каждому малышу от рождения. Родителям не нужно пытаться всячески «перекраивать» чадо по собственному усмотрению, но стоит максимально учитывать его своеобразие в процессе общения и воспитания.
Какими бывают индивидуальные особенности?
Неповторимость каждого индивидуума проявляется не только во внешних различиях, скажем, в пропорциях частей тела, но и в формировании множества систем организма. Интересно, что все эти компоненты конституции довольно тесно связаны меж собой. Именно поэтому, зная особенности телосложения юного школьника, можно сделать достаточно точный прогноз касательно его отношения к окружающим людям и учебным занятиям. Обладая такими познаниями, родители могут скорректировать применяемые методы воспитания, дабы избежать вероятных стрессов и ненужных проблем, сделав процесс обучения плодотворнее.
• Мышечное телосложение
У относящихся к этому типу детей фигура ладная и пропорциональная. Обыкновенно такие ребята выносливы и сильны, держатся с достоинством, но иногда бывают агрессивны. Зачастую считают себя лидерами (не безосновательно). Особенности нервной системы таких ребят позволяют им быстро переходить от решения одной задачи к постижению другой. Однако если ребенку стало на уроках неинтересно, он непременно будет мешать остальным. Озадачив такого школьника более сложной работой, вы можете польстить его самолюбию, и он станет усерднее трудиться над разрешением поставленной задачи. Друзей у ребенка немало, но, как правило, он не испытывает к ним серьезной привязанности. Такого ученика можно сравнить со спринтером, поскольку ему легче дается работа интенсивная, но непродолжительная по времени.
• Грудное телосложение
Такой ребенок худощав и несколько долговяз, иногда неуклюж, частенько сутулится. Ему нужно напоминать, чтобы он ровнее держался, однако говорить об этом следует деликатно, так как малыш крайне чувствителен. Ребенок этого типа быстро и надолго обижается, медленно включается в работу. Он способен на многочисленные переделки и изменения, особенно если ему что-либо не удается. Домашнюю работу выполняет или очень хорошо, или не делает вовсе. Психологи причисляют этот тип к стайерам – людям, предпочитающим ритмичные, не очень интенсивные, но длительные занятия. Если такого ребенка не торопить, то он обязательно освоит начатое. Друзей у него мало, но с теми, которые есть, отношения искренние и серьезные.
• Брюшное (пикническое) телосложение
Плотный, но подвижный ребенок очень общителен, дружелюбен и малообидчив. Он хороший помощник в случае, если работа не очень скучна и монотонна. Такой малыш быстро адаптируется к школьным требованиям. Он сообразителен, но несколько ленив. Это спринтер, стремящийся скорее выполнить большую по объему работу, чтобы затем с удовольствием отдохнуть. Пытается сделать задание «с наскока», минуя этап освоения. Такой ребенок – «душа общества», всегда в окружении друзей. Он более чем другие дети устойчив к стрессу, однако при серьезных психологических нагрузках может впадать в меланхолию и в этом случае нуждается в дружеской поддержке, которую очень ценит.
Индивидуальные различия юных школьников могут касаться и познавательной сферы. Так, одни имеют слуховой, другие – зрительный, третьи – тактильный, четвертые – механический тип памяти. Некоторые дети обладают абстрактно-логическим, а другие – наглядно-образным мышлением. А потому одна часть ребят лучше воспринимает материал, представленный визуально, другая – опирается на то, слышит. И так далее… Взяв за основу советы психологов, касающиеся проблем обучения и воспитания детей, родители могут применить их к своему ребенку с учетом его слабых и сильных сторон. Делая нужные акценты и учитывая индивидуальные особенности легче принять верное решение, добиться требуемых результатов.
вернуться на главную страницу сайта
|